В отличие от остальных видов памяти, зрительная легко поддается тренировке. У дошкольников этот процесс происходит достаточно быстро – с помощью специальных игр, развивающих память.
Топ – хлоп
Эта игра хорошо развивает зрительную память и внимание. Ведущий (взрослый) называет предметы – стол, стул, кровать. Если предмет действительно находится в комнате (например, детской), ребёнок должен хлопнуть в ладоши и сказать «хлоп». Если предмета нет, малыш топает и говорит «топ». Можно играть в такую игру на детском празднике или на прогулке, можно описывать не только комнатную утварь – элементы обстановки театра, детской площадки, героев сказки, мультфильмов, любые группы слов, объединённых смысловой связью (одежда, обувь, овощи, фрукты и т.д.).
Дети шпионов
Малышу дается задание: как можно подробнее описать соседа, брата, приятеля – любого человека, с которым ребенок знаком. Нов в момент игры он не находится рядом. Следует припомнить как можно больше отличительных черт внешности и характера. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигрывает тот, кто не сможет вспомнить больше ничего об этом человеке.
Самый умный
Для игры понадобятся листы в крупную клетку. Несколько клеток заполняется простыми кружочками и крестиками, а если малыш уже знает цифры, то цифрами. Смысл игры заключается в том, чтобы игроки запомнили расположение отмеченных клеток после того, как им покажут лист на 30-40 секунд. Побеждают те игроки, которые как можно правильней зачеркнули клетки. По мере того как малыш взрослеет, количество зачеркнутых клеток увеличивается, цифры становятся двузначными. «Играть» можно и с разноцветными клетками.
38 попугаев
Один играющий чертит на земле или песке неровную линию около метра – двух. Второй, путешествуя по линии, повторяет её от конечной точки в другую сторону. Затем обе линии измеряются шагами «след в след». Затем игроки меняются. Если игроков больше двух, они чертят линии каждый в свою сторону. Выигрывает тот, чья длина будет максимально приближена к первой линии.
Полезно для памяти
- Цельнозерновые продукты, орехи, семечки, сыр, жирные сорта рыбы, бобовые, гречневая крупа, фрукты и овощи. Полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое.
- Поливитаминно – минеральные препараты, витамин Е, рыбий жир.
- Физическая нагрузка, спорт.
- Ежедневные полчаса интенсивной физической нагрузки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Преривистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.
10 игр на развитие речи для детей
Кто кем (чем) будет?
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кто кем будет:
- яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.
- цыпленок — петухом;
- мальчик — мужчиной, отцом, дядей, дедушкой;
- теленок — коровой или быком;
- бумага — книгой, журналом, альбомом, упаковкой;
- снег — водой, снежком, снеговиком, сугробом;
- вода — льдом, снегом, паром, сосулькой, рекой, ручьем, морем;
- семечко — цветком, деревом, растением, угощением, кормом;
- мука — блинчиками, хлебом, пирогом;
и т.д.
Кто кем был? Что чем было?
- лошадь — жеребенком;
- цветок — семенем;
- птица — птенцом;
- стол — деревом;
- хлеб — тестом;
и т.д
Птица — не птица
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Неправильные варианты обсуждайте, например, уточните: "А муха — это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Жабы, воробьи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
Шаги
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «все круглое», «все горячее», «все мокрое», «ласковые слова для мамы», «слова утешения» и т.д.
Внимание! Розыск!
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
Игра с картинами
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.
С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако). С детьми старше 5 лет усложните задание — ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.
Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет, пример: иллюстрация к стихотворению А. Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?
Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет, пример: иллюстрация к стихотворению А. Барто «Наша Таня». Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?
Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.
Жили-были…
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Смысл игры объясним на примерах. Для детей помладше вопросы простые, для более старших посложнее — со «степенью трудности» определитесь сами.
Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».
«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился».
«Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару».
«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос».
«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу…)».
Третий лишний
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. Детям 3-5 лет условия более простые.
Например: взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — можно пить, а хлеб нет.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, шляпа, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются, желательно выбирать варианты, где возможны несколько вариантов ответа:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
Мы идём в поход
В эту игру хорошо играть для знакомства. Все становятся в круг, кто-то начинает: "Меня зовут Ирина. Я иду в поход и беру с собой игру", задача следующего - назвать:
- своё имя;
- что он берёт с собой в поход (предмет должен начинаться на ту же букву, что и имя);
- а также повторить имена и предметы всех предыдущих "походников".
Многократное повторение, а так же образная ассоциация с каждым именем позволяют в короткий срок запомнить, как кого зовут.
Но в эту же игру можно играть и вдвоём и втроём для тренировки памяти и активизации словарного запаса, и просто для веселья.
Можете договариваться, что каждый берёт с собой в поход что-то, что начинается на букву его имени. Или все берут на одну и ту же букву, или по алфавиту. Или только съедобное, или только синее, или только сладкое, или только домашних животных, и т.д.
</article>