В Беларуси создана устойчивая социально-экономическая платформа по поддержке семей при рождении и воспитании детей. Каждые пять лет знаменуются конкретными значимыми мерами. В числе последних: увеличение размеров пособий на детей, развитие сферы социальных услуг для семей с детьми, усиление поддержки государства при строительстве жилья молодым и многодетным семьям, введение семейного капитала.
В рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200) реализуется ряд мер, направленных на поддержку материнства.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» назначаются 11 видов пособий. Это три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35 – 40 процентов среднего заработка по стране, причем для всех получателей, независимо от того, застрахованы они или нет.
Охват всеми видами пособий на 1 июля 2018 г. составил 533,5 тыс. детей.
С 1 июля 2017 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственных пособий семьям, воспитывающим детей» в новой редакции. Законом предусмотрено усиление социальной защиты наиболее уязвимых категорий семей: молодых специалистов, студентов, получающих пособие по беременности и родам в минимальном размере, семей, воспитывающих детей-инвалидов, и родителей, имеющих инвалидность.
Справочно. Основные новшества Закона:
введена доплата к пособию по беременности и родам женщинам, которые получают данное пособие в минимальном размере;
родителям детей-инвалидов предоставлено право работать на условиях неполной занятости и одновременно получать пособие по уходу за ребенком-инвалидом;
в семьях, где воспитываются дети-инвалиды с наиболее тяжелыми формами инвалидности (III и IV степенью утраты здоровья), размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом увеличен со 100 до 120 процентов БПМ. Кроме того, родителям ребенка-инвалида предоставлено право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом независимо от вида получаемой ими пенсии (ранее – только родителям, являющимися инвалидами).
В 2015 году в Республике Беларусь введена принципиально новая для страны мера долгосрочной поддержки многодетных семей – семейный капитал в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей.
На 1 октября 2018 года в ОАО «АСБ Беларусбанк» гражданами открыто 58,9 тыс. депозитных счетов «семейный капитал» на сумму 589,18 млн. долларов США.
Малообеспеченным семьям, воспитывающим детей, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 (в ред. от 15.06.2017 № 211) государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
За 6 месяцев 2018 года бесплатными продуктами питания обеспечено 18,6 тыс. детей на общую сумму 11,2 млн. руб. Средняя стоимость набора продуктов – 100,44 рубля.
С учетом интересов семьи и детей развивается система социального обслуживания.
Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. (в 2017 года принят в новой редакции).
В системе органов по труду, занятости и социальной защите функционируют 146 территориальных центров социального обслуживания населения, 2 центра социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) в г.г. Минске и Гомеле (далее – центры).
В центрах созданы банки данных различных категорий семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Банки данных включают условия проживания семей, занятость родителей, факторы социального неблагополучия.
На учете в центрах на 1 июля 2018 года состоят свыше 100 тыс. многодетных семей, 28, 8 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов, 5,7 тыс. неполных семей.
В центрах оказываются социально-посреднические, социально-психологические, консультационно-информационные услуги, услуга социального патроната, временного приюта и др.
В центрах разработаны специальные программы для родителей, целью которых является повышение культуры брачно-семейных отношений. Организована работа клубов и кружков, деятельность которых направлена на оказание помощи в формировании гармоничных внутрисемейных отношений, социальную адаптацию и поддержку семей, разрешение конфликтных ситуаций.
В практику работы центров внедрена программа «Родительский университет» для просвещения родителей в вопросах воспитания детей, укрепления института семьи и повышению роли семейных ценностей.
На базе центров функционируют клубы молодой семьи, специалистами центров совместно с сотрудниками ЗАГСов организуется работа школ позитивного материнства, в том числе для неполных семей и несовершеннолетних матерей.
В Минске в рамках формирования ответственного родительства, равного участия обоих родителей в воспитании детей и профилактики семейного неблагополучия ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» при поддержке Республиканского благотворительного общественного объединения «Клуб Львов» реализуются проекты «Папа-Мама-Школа», Школа будущей мамы «В ожидании чуда».
Наиболее востребованной у семей, воспитывающих детей, является услуга почасового ухода за детьми (услуга няни).
Данная услуга предоставляется семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно (двойни, тройни) в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в пределах 20 часов в неделю (тройням до 40 часов). Услуга предоставляется бесплатно:
семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно;
неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 4 лет, и полным семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, один из которых в возрасте до 4 лет.
На платной основе (по социально низким тарифам) – полным семьям, воспитывающим одного ребенка-инвалида, – до достижения им возраста 4 лет, и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте от 4 до 18 лет.
В первом полугодии 2018 года услугами няни воспользовалось 1957 семей, воспитывающих детей, в том числе 1703 семьи, воспитывающих двойню до 3 лет, 46 семей, воспитывающих тройню до 3 лет и 208 семей, воспитывающих детей-инвалидов до 18 лет.
С учетом обращений граждан последовательно расширяются категории семей, имеющих право на услугу няни. Так, с 2018 года право на услугу няни получили семьи, в которых оба родителя – мать (мачеха), отец (отчим) – либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы).
Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на базе домов-интернатов для детей-инвалидов предоставляется услуга социальной передышки (не более 28 дней в календарном году). Цель социальной передышки – освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов. На период предоставления услуги за семьей сохраняется право на все социальные выплаты (пенсия, пособия).
В первом полугодии 2018 года услуга была предоставлена 20 семьям, в 2017 году – 82 семьям.
Центры также осуществляют деятельность, направленную на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, оказание помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации.
В случае необходимости лицам, пострадавшим от насилия в семье, может быть предоставлена услуга временного приюта на базе «кризисной» комнаты.
По состоянию на 1 июля 2018 года в республике функционируют 133 «кризисные» комнаты, в том числе в Брестской области – 19, Витебской – 28, Гомельской – 16, Гродненской – 16, Минской – 28, г. Минске – 1, Могилевской – 25. В Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областях «кризисные» комнаты открыты во всех районах.
В первом полугодии 2018 года в «кризисных» комнатах проживал 341 человек, в том числе 233 пострадавших от насилия (в 2017 – 573 человека, в том числе 390 пострадавших от насилия).
Продолжает работу общенациональная бесплатная горячая линия 8-801-100-8-801 для лиц, пострадавших от домашнего насилия.
Оказание социальных услуг осуществляется по заявительному принципу при обращении в центр по месту жительства. Информация об адресах и телефонах центров размещена на сайтах центров, комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома, Министерства труда и социальной защиты.
На укрепление внутрисемейных отношений, повышение престижа и ценности семьи и семейных отношений, стабилизацию института брака направлены мероприятия Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы (далее – Национальный план).
Особое внимание в Национальном плане уделяется оказанию всестороннего содействия семьям в укреплении брака, расширении различных форм просвещения родителей по вопросам ответственного родительства, воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей.